Фото: pixabay.com
 

Как открыть полиграфический бизнес в 19 лет

Просмотров: 221 12.05.2016 От UMAIANA 0

Нариман Нуралин – генеральный директор типографии «Наира» рассказывает, как обойти конкурентов, где закупать оборудование, и почему в Казахстане сейчас популярна лазерная гравировка.

Идея

Я с детства увлекался дизайном, рисованием карандашом. Обращал внимание на книги, меню, бланки, брошюры, на их дизайн и качество изготовления. Поступил в колледж на веб-программирование, там изучал веб-дизайн, программы, такие, как CorelDraw, 3DMax. Захотелось поработать в полиграфии, чтобы знать не только как это работает виртуально, а посмотреть, как изготавливают визитки, брошюры и тому подобное на специальном оборудовании. У меня всегда был интерес к дизайну, к печатным машинам, к программированию, с техникой я был на ты. Тогда я работал в «КазАгроМаркетинге» при Министерстве сельского хозяйства, полиграфический бизнес переживал переломный момент, и нужны были инновации. Это был 2006 год. Ежегодно выпускалось новое оборудование, появлялись новые эффекты, нужно было все изучить, чтобы себестоимость была невысокой, ведь конкуренция в тот момент была довольно жесткой. Когда я работал в «КазАгроМаркетинге» и в частной компании, я был не только дизайнером, но также вел переговоры, предлагал клиенту те или иные идеи, разработки, фишки.

Старт

Я написал краткий бизнес-план создания полиграфического бизнеса и пошел в АО «Банк ТуранАлем». У меня не было опыта создания бизнес-планов, это был мой первый опыт. Они вначале не приняли мое предложение всерьез, но через три дня мне позвонил менеджер и предложил сотрудничество. Сумма банковского заема составляла 2 миллиона тенге, тогда мне это показалось огромной суммой, в залог они назначили оборудование, и ежемесячно я им выплачивал определенную сумму. Тогда я открыл бизнес по ИП, это был самый упрощенный вариант, быстро нашел небольшой офис.

Наш первый офис тогда был совсем маленький – 12 кв. м, аренда составляла 35 000 тенге в месяц.

Затем я занялся поиском оборудования. Тогда в Астане открылось представительство компании Xerox. Они меня проконсультировали, и я приобрел цифровой принтер, он стоил около 900 тысяч тенге. В то время это был конкурентоспособный станок, пусть не самый дорогой, но достаточно хорошего качества. На оставшиеся деньги я приобрел дополнительное оборудование для послепечатной работы и специальный компьютер с двухъядерным процессором, поддерживающий дизайнерские программы.

Сложности

Первые три года было очень тяжело, мы работали по нулям и иногда даже в минус. У нас стояла задача наработать клиентскую базу и вернуть долги, кредиты на оборудование плюс аренда. Тогда мы переехали в большее помещение, около 30 кв. м. Мы начинали бизнес с партнером и именно в этот сложный момент он решил уйти – грубо говоря, сдался. Он был уверен, что этот бизнес дальше не продвинется.

Через три года наступил переломный момент: клиенты начали доверять большие заказы. Поступил заказ на 3 миллиона тенге, я смог расплатиться со всеми кредитами и закупить новое оборудование.

Оборудование

Мы смогли купить оборудование лучшего качества – обновленные версии станков Xerox. У них сегмент делится на офисные и промышленные. Мы купили аппарат, который был лучшего офисного, но не дотягивал до промышленного. То есть если на предыдущем станке мы изготавливали 10 000 единиц продукта, то на этом можно было сделать 30 000 экземпляров. Мы вложили все деньги в закуп оборудования, все 3 миллиона. Тогда мне сказали: «Нариман, это большой риск, лучше купи машину», но я рискнул, и аппарат окупил себя через 2,5 года.

Самый большой инновационный скачок у нас был, когда мы приобрели лазерный станок. У конкурентов тогда был механический гравер, знаете, им вот делают цифры на номерках в гардеробных. Лазерным же гравером можно резать с помощью луча и делать гравировку на любом материале, наносить орнаменты и многое другое. Он стоил порядка $30 000. Я тогда часть денег взял в кредит, остальные были моими личными накоплениями. Я заказал станок через казахстанских посредников в США. Он себя еще окупает, так как сначала клиенты не верили, боялись, что можно испортить исходный материал. К примеру, на iPhone боялись наносить гравировку, такая услуга стоила минимум 2000 тенге. Сейчас эта услуга пользуется спросом, клиенты довольны, заказывают гравировку на домбре, коже, парфюме.

Клиенты

Сначала с клиентами было негусто, с прошлой работы со мной ушла часть заказчиков. Все три года мы работали на имидж компании, и когда к нам пришел заказ на три миллиона, у меня открылось второе дыхание.

Самая лучшая реклама – это сарафанное радио и довольные клиенты.

Сейчас нашими заказчиками являются KazEnergy, Центр торговой политики, АЭФ, ОБСЕ, ассоциация «Болашак» и другие. Мы первыми полиграфическом бизнесе создали свой сайт, тогда в GoogleMaps появилась функция отмечать месторасположение. Я тогда искал другие полиграфии: кроме нашей, на карте ничего не было, и благодаря этому клиенты выходили на нас. Затем мы начали участвовать в тендерах, это было в 2011 году, тогда мы задумались о расширении и закупе нового оборудования, соответственно нам нужны были деньги.

Тендеры были сложные: требовалось наличие опыта, производственной базы, иметь часть капитала, то есть если вы даже выигрываете тендер, то с вами расплачиваются постфактум. Первый тендер, который мы выиграли – это был Астанинский экономический форум, затем заказы АО при Министерстве экономики.

Конкуренты

В полиграфии всегда была, есть и будет жесткая конкуренция.

Что можно предложить клиенту – это качество, скорость выполнения и необычный дизайн. Я изучал американские и европейские сайты, а у нас менталитет был более консервативным. У нас тогда были станки наполовину ручные, наполовину автоматы, и мы одни из первых разрабатывали handmade, различные коробочки. Преимуществом перед конкурентами была скорость, сложную визитку я разрабатываю в течении получаса, логотип – около 7-8 часов без отрыва от производства, когда другие делают дольше и дороже. Ценовая политика у нас была демократичная. К примеру, разработка дизайна визитки и распечатка: 500 визиток – 6 000 тенге, тогда как у конкурентов только разработка стоила от 3000 тысяч и выше, без распечатки. Я очень тщательно слежу за качеством работы. Тогда мы работали и по выходным, это была наша фишка, и таким образом у нас увеличилась клиентская база. Когда мы закупили лазерный гравер, у конкурентов возник к нам повышенный интерес: звонили, пытались узнать, где мы делаем закуп оборудования, с кем сотрудничаем. Тогда еще мы запускали линию разработки промо-сувенирной продукции. Закупили дополнительные станки, начали разработку сувенирной и имиджевой продукции.

В 2012 году я участвовал в проекте «Деловые связи» от АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». Если честно, тогда я не особо верил бесплатным тренингам от государства, но получилось, что я не только поучаствовал в проекте, но еще и посетил Германию и заключил договоры по поставке оборудования. Скажем, этот проект послужил мостиком для международного сотрудничества.

В планах у меня расширение, закупка нового оборудования высшего класса и выход на международную арену.

02 апреля 2014 г.

Поделиться