Фото:
 

Можно ли перенести бизнес-модель из Англии в Казахстан

Просмотров: 41 29.04.2016 От UMAIANA 0

Пока Аселя Абдрахманова училась в Англии, она часто посещала небольшие кафе, в которых посетитель мог не только выпить чашку кофе, но и раскрасить какое-нибудь керамическое изделие своими руками. Бизнес-идея показалась интересной, и, вернувшись в Казахстан, Аселя с сестрой решили попробовать запустить аналогичный бизнес в Алматы. Девушки потратили 1700 тыс. тенге на стартап, пройдя курсы по работе с керамикой и заказав печь из Англии, но в итоге оказалось, что схему, отлично работавшую на Западе, не так легко перенести на казахстанские реалии.

Веб-сайт: http://www.ceramicscafe.kz/
Instagram: http://instagram.com/tokitoki.almaty
Facebook: https://www.facebook.com/tokitoki.almaty

Трансформация идеи

По образованию Асель пиарщик, оставшись без работы в 2013 году, она вспомнила про уютные английские кафе с керамикой.

Формат Ceramics Café совмещает в себе привычное кафе и место, где любой желающий может сам раскрасить керамическую посуду или фигурку. Затем изделия глазируются и обжигаются. Такой формат очень популярен на Западе как место для семейного досуга, проведения детских праздников, девичников и т. д.  

Поскольку у нее образовалось много свободного времени, она решила заняться своим делом. Деньги на стартап Асель дала сестра, при этом никто из них раньше своим бизнесом не занимался – девушки принялись исследовать эту сферу с нуля.

Первой их мыслью было выкупить похожую франшизу – начались поиски предложений в Интернете. Но вместо франшизы девушкам попалась на глаза компания, которая помогает открывать подобные кафе в Англии. Поскольку никогда раньше они не имели дело с керамикой, они решили заодно получить и практические навыки. На тренингах сестрам рассказали, что такое керамика, где брать краски, какими они должны быть, как покрывать изделия глазурью, а затем запекать в печи. Минус тренинга был в том, что он был нацелен на местных, а вся практическая информация об открытии кафе была мало применима для Казахстана.

В итоге на поездку в Англию и закуп необходимого оборудования и материалов было потрачено 1 млн 700 тыс. тенге. По плану Toki-Toki достигнет окупаемости через три года.

Вернувшись в Алматы и рассмотрев варианты помещений для кафе, девушки поняли, что аренду «не потянут». Многие из тех, с кем они познакомились на тренингах, открывали мобильную версию «керамического кафе». При этом варианте печь ставится в гараже, и компания просто выезжает на детские праздники и взрослые вечеринки. Было решено остановиться именно на этом варианте.

Подготовка к запуску

Для мобильной версии Асель нужно было приобрести печь, краски, глазурь и керамику. «Печь мы привезли из Англии, хотя многие спрашивали, почему мы не купили ее в другом месте, чтобы сократить расходы. Но на тот момент нам казалось, что мы научились работать именно на этой печи, и на другой мы не сможем», — рассказывает Асель Абрахманова. Краска должна быть не токсичной, чтобы дети не отравились, раскрашивая керамику. Краски и глазурь Toki-Toki заказывают в США. Керамику также покупают за границей – в ближнем зарубежье. Хотя девушки пытались обратиться к Алматинскому заводу керамики, чтобы поддержать местного производителя, но их цены оказались слишком высокими. Назвать цены и адреса производителей Асель не готова. Краска, керамика и глазурь были завезены с расчетом на год.

С момента поездки сестер в Англию до открытия Toki-Toki прошел год. За это время компания и материалы прошли сертификацию и гос. регистрацию. Так как все краски завозили официально, они должны были пройти множество бюрократических инстанций.

В это же время шла работа над созданием сайта. Сделала его Асель своими силами. Доменное имя сайта – ceramicscafe.kz – было куплено, еще когда девушки собирались открывать кафе. Саму же студию они назвали Toki-Toki, так как Toki переводится с японского как «керамика», а Асель – фанат японской культуры. По мнению Асель, название им очень подходит, так как звучит приятно и интересно и в то же время имеет смысл.

В самую последнюю очередь были созданы страницы в соц. сетях, и распечатаны листовки. «Тут начиналось самое сложное – у нас все было, но о нас никто еще не знал. Нам нужно было выходить в мир», — делится Асель.

Запуск студии произошел в июне 2014 года.

Цена на одно изделие формируется из стоимости материалов: керамики, красок, глазури, плюс самого труда проведения праздника, дальнейшего покрытия изделий глазурью и запекания в печи. Для удобства подсчетов оплата производится по количеству раскрашенных на празднике изделий, при этом цена на одно изделие варьируется от 2790 до 3790 тенге в зависимости от его размера. «Назвать маржу я не готова, но могу сказать, что она не большая», — комментирует Асель.

Подготовка к запеканию длится около трех часов, за один раз можно обжечь до 40 изделий. Запекание длится всю ночь, еще день нужен, чтобы изделия остыли. На всякий случай студия говорит, что изделия будут готовы через неделю, так как печь может быть загруженной.

Готовые изделия пакуются в крафт-пакеты с наклейками Toki-Toki и бесплатно развозятся по одному указанному адресу.

Сейчас всем процессом в Toki-Toki Асель занимается сама.

Первые шаги

Для запуска Toki-Toki начали продвигать свои услуги бесплатно: узнавали, что у кого-то из знакомых будет детский праздник, и приезжали туда с керамикой. «Мы хотели, чтобы люди поняли, что мы продаем не керамику и не мастер-классы, а ощущение творчества, воспоминания и опыт», — объясняет Асель.

Постепенно люди стали рассказывать о студии своим знакомым, но пока Toki-Toki звали только на детские мероприятия.

«На Западе этот бизнес уже поставлен: в каждом, даже маленьком, городе существует по две-три аналогичные студии. Поэтому на курсах нам предложили готовую таргет-аудиторию. Кроме детских праздников, керамику можно расписывать на корпоративах и девичниках», — объясняет Асель.

Девушки решили показать, что праздники в стиле Toki-Toki – это отличный способ провести время и для взрослых. Для этого они организовали пикник: каждый желающий мог прийти в парк, чтобы раскрасить керамику. Сообщение они разослали своим знакомым, запостили информацию в соц. сетях. Участие в пикнике стоило 3 тыс. тенге. Там они сделали фотографии взрослых, расписывающих керамику, которые можно было поместить на сайт.

Затем Асель начала точечно обзванивать HR-менеджеров в разных компаниях: так Toki-Toki вышли на корпоративы. Сейчас у студии три-четыре заказа в неделю, в основном на выходных. На одном корпоративе изготавливают около 60-70 изделий. В основном праздник в тиле Toki-Toki заказывают девушки и женщины от 23 до 45 лет.

Планы

На сайте была опция делать заказы онлайн, но в итоге этим никто не пользовался. Поэтому ее убрали, и теперь все заказы производятся по телефону. При этом только 30% звонков превращаются в реальные заказы.

«Мы спрашиваем у клиентов, как они нас находят. В 90% случаев работает «сарафанное радио», — рассказывает Асель. Хотя Toki-Toki планирует продвигаться в Google и запустить контекстную рекламу в Facebook. Также в планах – нанять помощника на частичную занятость.  Студия готова ему платить 50 тыс. тенге в месяц.

Также идет поиск новых мест для проведения праздников в стиле Toki-Toki. Студия пыталась обращаться и в детские центры и рестораны, но оказалось, что им это неинтересно.

Если летом можно было проводить праздники на природе, или в парках, то сейчас наступают холода, и студия задумывается о помещении. Так как многие хотят разрисовать одну-две кружки в подарок (Toki-Toki же сейчас принимает заказы на праздники от шести изделий), Асель ищет место, где люди будут собираться раз-два в неделю, чтобы раскрашивать керамику для себя. Скорее всего, это будет кафе или коворкинг. «В идеале мы бы хотели, чтобы с нас не брали денег за аренду, ведь мы будем привлекать посетителей, которые будут пользоваться услугами кафе», — рассказывает Асель Абдрахманова.

Сейчас Toki-Toki запустили новый проект – теперь желающие могут купить готовые кружки на заказ.

 

Поделиться